Александр Петров (kindergod) wrote,
Александр Петров
kindergod

Только Писание vs Предание

Послушал тут намедни - Пастор Мурманской ЦХВЕ о Православии в России. Взгляд протестанта.

И не могу удержаться что бы не написать. Хотя уже зарекался писать на эти темы - ибо совсем нет желания огорчать друзей протестантов. 

На мой взгляд - озвучивая подобную парадигму "Только Писание" - слишком часто упускают два сложных и важных ньюанса:

I. Первый, состои в том что Само Писание является частью (или результатом) Предания! Причем двух преданий сразу!

Христиане уже один раз сделали так - что отвергнув иудейскую традицию и предания - оставили себе ТаНаХ - который является продуктом и частью этой традиции:

Сам канон - т.е. состав - книги и их авторство -  которые были включены и признаны боговдухновенными - сформировался внутри иудаизма, правда с оговоркой того что в иудаизме все таки они разняться по авторитету, а у христиан все одно СЛОВО БОГА.

Но и сам текст и его прочтение - то же часть традиции:

2. Огласовки. Письменная Тора не огласована (в иврите нет гласных букв). На протяжении многих сотен лет после дарования Торы огласовок (гласных букв) вообще не существовало, и даже когда в повседневной жизни начали использовать огласовки, свитки Торы продолжали писать так, как их писали всегда — неогласованными, и так они и пишутся до сего дня. Знание о том, как правильно читать книгу Торы, передается устно из поколения в поколение. Если бы вместе с получением Книги не было дано и ее правильное прочтение, откуда бы могли потом его узнать? Ведь неогласованный текст можно прочитать по-разному.

Например, стих « לא תבשל גדי בחלב אמו» (Не вари козленка в молоке его матери). Из этого стиха учится запрет варить мясо с молоком. Откуда мы знаем, что имеется в виду חלב (молоко) а не חלב(жир)? Ведь слово неогласовано!

Мы можем задать два вопроса: каким образом Творец ожидал, что мы выполним его волю, и как получилось, что все решили читать это слово одинаково, если вместе с дарованием Письменной Торы не были даны указания, как правильно читать?! Это только один пример, и очевидно, что в неогласованном тексте можно найти множество слов, которые можно прочитать по-разному!

3. Пунктуация. В Письменной Торе нет пунктуации. Традиционная система пунктуации — система знаков кантеляции, передающаяся из поколения в поколение, весьма сложна и помогает читателю понять смысл прочитанного. Традиционная система пунктуации подчеркивает так много нюансов, что внимательный читатель и слушатель может «услышать» слова Торы так, как они были сказаны. Но все это не написано в Торе! Свиток торы написан как единое целое, без каких-либо знаков пунктуации. Есть много неоднозначных стихов, в которых знаки пунктуации можно расставить по-разному. Если бы Автор Торы не передал устно, как правильно читать ее, как Он мог ожидать, что читатели правильно поймут ее смысл? И как получилось, что все, действительно, решили читать одинаково, без каких либо споров и различий во мнениях по этому поводу? Если бы в Тору внесли пунктуацию в более поздних поколениях, то без сомнения, возникли бы различные мнения относительно чтения Торы и правильного понимания ее стихов.

(с) toldot.ru

Протестанты то же самое сделали с ТХК (новым заветом) - который то же является частью и продуктом традиции, но уже христианской церкви:

Сам канон формировался внутри традиции - авторство и боговдухновенность и состав канона - формировался постепенно и не так уж гладко, просто и единодушно как это кажется.

И текст - был написан хотя и с огласовками (в отличие от древнееврейских текстов ТаНаХа) но  ЗАГЛАВНЫМИБУКВАМИ и БЕЗПРОБЕЛОВ, не говоря уже об отсутствии пунктуации. Я уж не говорю о переводах, компилияции греческих текстов из множества кусочков, имеющих разный возраст и множество разночтений.

Так что остается признать Писание частью традиции, а Традицию его сформировавшей - равной по авторитетности Писанию. Или забыть все, отбросить и самому собрать канон и тексты и их прочтение и решить - что вот ЭТО и есть Писание. Впрочем такие попытки делались и раньше делаються и до сих пор...

II. Второй нюанс, это толкование и практическое применение Писания.

Ведь по сути - буква буквой - а когда человек читает - происходит процесс понимания (буквы-слова- предложения-смысл текста) - а потом толкование и применение к конкретной житейской ситуации! И вот уже не "только Писание" и не столько писание - а больше зависит от традиции толкования, вероучения и понимания.

У протестантов это вырождается или в "послушание пастору" или "авторский подход" - т.е. как выразился один случайно знакомый католик каждый читающий - как в песне гр. Аукцион - "я сам себе и небо и луна"

В любом случае - "только Писание" - живет только в Книге (если забыть что Книга то же часть и продукт предания\традиции) - как только мы начинаем читать его, толковать его и пытаться применить - это уже не ТОЛЬКО Писание. Как понять текст, как применить его к реальной ситуации, как найти текст который подходит к этой ситуации, как решить - подходит ли и еще масса вопросов относительно тех случаев - о которых ясно и конкретно не написано в "только Писании".  

- Человек - который оглядывается на Предание - всего лишь интересуется - как понимали и применяли этот текст его предшественники. Особенно интересны - те кто наиболее близко стоял по времени и ситуации к истоками традиции (и того самого "только Писания"). При этом все равно - в большинстве случаев у него остается выбор - какую часть предания и чей опыт предпочесть. 

-Человек - который НЕ оглядывается на предание - или решает все САМ в меру своего опыта и разумения, или интересуется мнением окружающих (собратьев по вере или пастора, служителя) и опять таки выбирает - к какому мнению или совету прислушаться.

В любом случае - я прихожу к выводу что "только Писание" - это идея максимум - недостижимый идеал - которого в реальности не существует. Впрос стоит только в том - КАКОЕ Предание, КАКУЮ традицию, или часть оных признает и принимает во внимание конкретно каждый человек или какая либо конфессия или община.

http://vkontakte.ru/note18110942_11340405
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments